Армия АлисА - питерский полк
.......................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
Впечатления

Репортажи Юли Осадовской

С КОНЦЕРТОВ В СДК МАИ 10 - 11 МАЯ И 16 ИЮНЯ 2002 ГОДА.

10 МАЯ . “НЕ АКУСТИКА”

Небольшой пятачок СДК МАИ(малая площадка), сцена, подготовленная не к акустическому, а скорее, к электрическому концерту: три гитары, клавишные и ударные; одежда Константина, выдержанная в светлой цветовой гамме, несоответствующей его публичному имиджу. Многообещающая картина. Но сюрпризов, к сожалению, группа подготовила немного.

Всю программу так называемой “акустики” (вновь с особой благодарностью хотелось бы обратиться к людям, занимающимся концертными афишами) можно было бы разделить на несколько концептуальных частей.

Первая часть - лирика. Открывала концерт“...Танцевать”. Несмотря на все предубеждения многоуважаемой музыкальной прессы, композиция была очень тонко прочувствована юной публикой. К “всеобщему” удивлению, концерты “Алисы” побуждают не только “рвать на себе рубаху буквально по любому поводу” (цитата из журнала “Ровесник”, № 01’ 02 ). Когда между Константином и залом была достигнута абсолютная гармония, Кинчев вошёл в образ одинокого “лодочника”, отправившегося рассекать волну. Завершила небольшую подпрограмму песня “Дурак”.

Второй блок, как и следовало ожидать, - “новое”, исполненное в лучших традициях “Алисы”, - достойный “ответ” завистникам и клеветникам. “Инок, воин и шут” - одна из самых сильных вещей группы, более известная в народе как “Моя светлая Русь”; “Небо славян” - песня с одноимённого, готовящегося к выпуску альбома ; “Званые” - очень тонкое произведение, наставляющее “устоять на краю, да не впасть в самосуд.”

“Мама” создала совсем иное настроение в зале, а некоторые поклонники прослезились во время исполнения столь отыгранной вещи. Вызывать такие эмоции - это огромный дар, коим матушка-природа наградила Константина.

Кинчев часто обращался к Господу, просил прощения за дерзость на словах. “Где чёрным маком в огне я рос...” Окинув зал взглядом, он благословил всех присутствующих, как бы желая достучаться до души каждого. Жаль, что в глазах некоторых он так и не прочёл понимания. Кто-то из находящихся в хвосте “очереди за умом”, по-прежнему надрываясь кричал: “Костя, ты - Бог!”, на что Костя снисходительно, с долей пренебрежения, улыбнулся.

Известно, что русскоязычный рок-н-ролл - это нелёгкий путь, все вставшие на него рискуют не дойти до победного и не увидеть свет в конце туннеля. Константин, выдержавший все самыё тяжёлые испытания Судьбы, посвятил несколько песен своим друзьям, преждевременно ушедшим в Мир Иной. Дерзну использовать слова Нины Барановской “О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ” в другом контексте, как образное название следующего блока.

2 мая сего года трагически ушёл из жизни В.Гаврилов - оформитель большинства обложек альбомов “Алисы”, серии “Легенды русского рока”, небезызвестный в рок-среде человек, который, я думаю, в представлении не нуждается. Константин посетовал на то, что некрещеного Василия отпеть нельзя, но можно посвятить ему совсем новую композицию “Душа”.

Была исполнена и песня-обращение к Игорю Чумычкину - “Шанс”, написанная ещё в 1995 году, но по всей вероятности в силу того, что вещь очень личная, группой редко исполняется:

“Дай мне единственный шанс,

Спой эту песню со мной,

Чтобы я смог отыскаться в Пути

по Небу...”

Кто-то из петербуржских гостей столицы, растянувших на сцене красно-чёрный флаг, что есть мочи просили: “Костя, вспомни Геру!”, на что Константин ответил, что каждый день молится за упокой его души.

Память Виктора Цоя как всегда была почтена “Спокойной ночью”, а “Ямщик” на стихи Владимира Семёновича Высоцкого завершил столь невесёлую картину.

Кодой ко всему концерту явились песни, исполненные на бис. Константин вышел уже без гитары, забрался на стул, откуда, возвышаясь над толпой, показал всем “козу”. Живо, динамично, без аппаратурных ляпсусов. Яркий заключительный мажорный аккорд!

11 МАЯ. “ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ”.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОСТЬ - “КИСЛОРОД”.

В состоянии агрессивного напряжения ждали выхода “Кислорода”. Как выяснилось, никто из присутствующих ранее не был знаком с творчеством этой молодой команды. Монотонный мощный звук, отсутствие огня как в позитивном, так и в негативном его проявлении. Из всего исполненного внятно была произнесена только одна фраза: “Напиши мой номер на руке.” Публика “решила судьбу” “Кислорода” молниеносно и достаточно сурово. Бычками от сигарет, пластиковыми бутылками красно-чёрные выражали своё недовольство. Народный бэк-вокал не звучал в унисон дебютантам. Но ничего не поделаешь.

На билете указано: “Посещение концерта является риском...” Выступление “на разогреве” у “Алисы” является не меньшим риском, что подтверждено историей на примере “Пилота”. Безусловно, ребята будут иметь успех, но у совсем другой, менее притязательной публики. “Первый блин всегда комом” - гласит народная мудрость. А пока - увы... “Кислород” перекрыли.

“АлисА“начала свой Путь” традиционно относительно всех электрических концертов и приказала: “Покорных - в ров!” Группа построила свою программу таким образом, что все новые композиции, за исключением “Антихриста”, были исполнены в первой половине концерта.

не секрет, что рок-н-ролл сейчас не в фаворе, возможно потому, что пропал сплочающий дух протеста. Кто-то в зените славы ушёл в Мир Иной, “слово” других превратилось в чад, кому-то просто стало нечего сказать. Но только не Константину! “Инок, воин и шут”, “Небо славян” поразили удивительной гармонией энергии и глубины слова уже помудревшего, поседевшего, но по-прежнему “живого” поэта. Такого драйва, безумного ритма столица не наблюдала, пожалуй, очень давно. Десять композиций группа отыграла на одном дыхании, не жалея себя. Только Михаил Нефёдов, на которого Константин в начале концерта искоса поглядывал, никак не мог вписаться в ритм. А вот некоторые гости столицы чувствовали себя, как в своём “свинарнике”, забыв о том, что Константин - не “звезда свиней”. Кто-то из девушек выкрикивал: “Кинчев - лох!” Странный способ самовыражения. Но я не считаю достойным незаслуженно уделять этим людям столько внимания.

Вторая половина концерта явилась настоящим подарком для всех пришедших получить “разряд электрического тока”. Было совершенно точно ясно, что уже никто не “посмеет нам помешать быть вместе”. Представители двух столиц поведали всем пришедшим на концерт впервые, что им “досталась трасса Е-95”, что когда-то их “величали чёрной чумой”, а сейчас они с прискорбием наблюдают за тем,

“...как рушится мир,

Как теряет голову память,

С каждый днём

приближая конец...”

Предусмотрительные алисоманы устроили в зале дождь конфетти, к ногам Кинчева бросали полевые цветы.

Общее впечатление от концерта - свежая струя энергии и позитива, ни минуты отдыха, ни секунды на передышку. Всё это - огромный музыкальный плюс.

Но особое внимание мне хотелось бы уделить двум композициям: “Веретено” и “Православные”, ИСПОЛНЕНИЕ которых именно НА КОНЦЕРТАХ (!) я считаю существенным минусом. Первая в записи настолько богата звуком, что многое теряет

при исполнении “живьём”. А о второй хотелось бы поподробнее.

Библия гласит: “Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его”. Многие поклонники Кости, знакомые с Православием, не раз наверное, хоть и кощунственно, но составляли аналогию с Кинчевым конца 80-х. Всё бы хорошо, да только 11 мая великие слова в интерпретации Константина были опошлены фанами до безобразия. Народ полез на сцену, один “особо фанатеющий” представитель красно-чёрного движения, чьё лицо было явно не обезображено интеллектом, вторя Косте: “Да святится имя Твое...” упал, протянул к нему руки. Это одна из многих проникновенных, трогающих до глубины души песен группы, одна из песен, которая так и не была “массово” услышана. Жаль... Ведь “...сколько нас таких нераскаянных, гордых да лихих, неприкаянных...”

Ребята шли на всё, чтобы пожать Константину руку, а потом, выполнив миссию, ныряли в толпу, как в бассейн с вышки. Досталось грозному администратору, поскользнувшемуся и попавшему в самое варево, сердце толпы, состоящей из ребят, которых он, скорчив невыразительную гримасу, сбрасывал со сцены. Дальнейшая судьба администратора осталась неизвестной.

“АлисА” командовала: “Лечь, встать!” Не останавливаться ни на минуту! Даже тяжёлая, “дремучая” манера игры Шатла показалась сегодня очень живой. А Пётр Сергеевич, который, казалось, уже и забыл, что “рок-н-ролл - это не работа”, получил колоссальное удовольствие от концерта.

***

16 ИЮНЯ 2002 ГОДА. КОНЦЕРТ В КЛУБЕ “ТОЧКА”.

Лето 2002 года обещает быть по-настоящему жарким. В июне месяце сего года “старая гвардия” дала немало пищи для размышления своим фанам. Первыми забеспокоились поклонники “Арии”, собравшиеся 1 июня в Зелёном Театре Парка Горького на последний, если верить, концерт коллектива, официально прекращающего своё существование 31 августа. Скандал в “узких кругах” не обошёл и нашу “Алису”.

Слова Константина Кинчева: “Рок-н-ролл - это не развлекательная музыка для ночных клубов” были на устах, пожалуй, всех поклонников красно-чёрного творчества “Алисы”. А саркастически настроенные и вовсе проигнорировали это выступление коллектива. Но тем не менее зал был наполнен до отказа, что ещё раз подтверждает, что “Алису” любят, “Алисе” верят. Быть актуальным, и в то же время не изменить себе. Этого негласного правила похоже и придерживается Константин Кинчев.

Но, не скрою, поклонники группы с большой долей опасения продвигались по улице 1905 года, месту, изобилующему ночными клубами для так называемой “продвинутой”, но малообеспеченной молодёжи. Но поспешу успокоить всех иногородних, до коих грязный слух о том, что “АлисА”, и в частности, Константин Кинчев, отказался от своих слов. Во-первых, хочу напомнить, что аналогичный концерт коллектив давал осенью 2001 года всё в том же ночном клубе. Во-вторых, “Точка” - почти андеграундное место, бывший амбар со скромным неброским интерьером. С порога взор невольно обращается к сцене, где панфиловцы держат свой пост уже за полтора часа до начала концерта. Чуть дальше вырисовывается силуэт “тела” , принявшего горизонтальное положение на удобном тёмно-синем диванчике и явно пребывающего в томном ожидании.

“АлисА” оказалась точна, как швейцарские часы: вышла, как и было обещано в 21.00. Как всегда немногословный Константин начал без слов с Цоевской “Песни без слов”. Как-никак, играли накануне 40-летнего юбилея “Последнего Героя” - друга, брата и соратника по духу. Константин Кинчев - один из немногих исполнителей, сумевший передать посредством песни эмоции, переживания, вложенные в неё Виктором Цоем. Ни грамма фальши, исполнение действительно от души.

С первых же аккордов “Родины” в зале начался нешуточный экзамен на выживание. Не рассчитали мастера-умельцы высоту сцены, сделав её недопустимо для рок-концертов низкой. Постепенно накалялась не только атмосфера, но и температура в помещении. Несколько человек, после концерта получившие ироничное звание “Герои Алисовской битвы”, были вынесены на руках. Константин, опоясанный красно-чёрным материалом, выглядел очень колоритно по меркам его же поклонников. Многие заметили расшнурованные ботинки, имевшие честь быть запечатлёнными на обложке “...Танцевать”. Где-то послышалось: “И к чему всё это?” Вот уж к чему, тут лучше спросить самого Константина.

Что же касается самого главного - репертуара и подачи песен со сцены, то можно коротко сказать: избранные композиции прошлых лет и материал “Неба славян”. Вся программа, к сожалению, была лимитирована двумя часами. Не доминировала ни лирика, ни энергия. Собрано и исполнено всё самое лучшее( хотя, я думаю, лучшее невозможно ограничить двумя часами). В любом случае, пропустившие “МАИ- концерты”,упустили удивительную возможность наиболее полно понять, чем живёт “АлисА” сегодня, что ей близко и что её волнует. Здесь, в “Точке”, многие сетовали на качество аппаратуры: очень ярко и качественно группа звучала в центре зала, в отличие от первых рядов, где голос попросту отсутствовал.

Пожалуй, я буду объективна, если скажу, что ничего из ряда вон выходящего не произошло. “Должен быть дух”- пел Цой. Дух, более того, воинствующий дух, безусловно присутствовал.В какой-то момент показалось, что в глазах Кинчева вновь вспыхнул бесовской огонёк бунтаря конца 80-х.

Не могу быть до конца уверена, но, по-моему, не обошлось и без импровизации.

Заявленная в программке на сцене “Аэробика” на ходу была заменена “Красным на чёрном”.

С радостью для себя отмечу, что в рядах Армии АлисА пополнение. Годовалый малыш, пришедший послушать старый добрый рок-н-ролл, чувствовал себя весьма комфортно на руках у мамы.

На бис Константин вышел уже без “Алисы”. Под акустическую гитару была исполнена ещё одна новая композиция, написанная, по словам автора, совсем недавно.”Невооружённым ухом” слышно, что текст выдержан в духе “Неба славян”. Оценить звуковой ряд пока весьма сложно. Но вопрос, будет ли включена композиция в новый альбом, состав песен которого уже практически известен, остаётся открытым для алисоманов. Константин извинился за столь короткое выступление, объяснив это тем, что на рассвете его ждёт поезд на Владимир.

“АлисА” показала себя очень достойно. Недостойно попросту не умеет. А мне остаётся лишь поблагодарить группу за то внимание, которое она оказывает столице.

А лучшая благодарность - аншлаги! И совершенно не важно, где проходит концерт: будь то “Точка”, опустевшая после 23.00, маленькая площадка СДК МАИ, вместительный зал “Лужников” или старая знакомая “Горбушка”.


вверх

назад к оглавлению

 
   
Хостинг от uCoz