Армия АлисА - питерский полк
.......................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
Помним ли мы...
 

Сретение Господне

(15 февраля по новому, или 2 февраля по старому стилю)

Сретение ГосподнеСлово “сретение” значит встреча. На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла Своего Сына в Иерусалимский храм, чтобы исполнить закон Моисея — принести жертву-выкуп за первенца. Для бедных людей это была покупка двух голубей, которых затем выпускали на волю.

В притворе храма два ветхозаветных праведника — Симеон, названный Богоприимцем, и пророчица Анна встретили Святое Семейство. Еще в молодые годы святой Симеон во время перевода книги пророка Исайи решил вместо слов: “Дева родит Сына” написать: “молодая женщина родит сына”, но был остановлен ангелом, который возвестил ему что тот не умрет, пока не увидит воочию исполнение пророчества.

Прошли годы и десятилетия. Три раза старец встретил рубеж веков, но смерть как будто забыла о нем. Старец был живой летописью Израиля. Встретив Марию в Иерусалимском храме, Симеон взял на руки Иисуса и благословил в молитве Бога. Пророчество исполнилось. Слова вдохновенной молитвы Симеона Церковь и ныне вспоминает за ежедневным вечерним богослужением: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром: ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля”.


Митрополит Антоний Сурожский
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ, НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

На славянских языках слово "сретенье" имеет два значения: встреча и радость. И мы празднуем сегодня день, когда Спаситель Христос, придя на землю безответным, хрупким младенцем, был встречен ветхозаветной праведностью, ветхозаветной святостью и зрением - как Господь, пришедший на землю, как Спаситель мира.

Встречей было чудо сотворения мира, когда Господь каждую тварь вызывал к бытию, и каждая тварь из небытия подымалась в бытие, и первое, что случалось, это была встреча с Живым Богом и со всеми другими, уже созданными тварями. Встреча и радость; зрение Божественной славы и еще незапятнанной, совершенной красоты мироздания. Потом эта красота померкла, это мироздание было изуродовано, и в этот страшный мир Бог вошел плотью через Рождество Христово. И снова, те твари, которые были способны чистотой сердца, или глубокой мудростью, или подвижнической святостью узнать Его - Его узнали и поклонились Ему в радости, что спасение пришло. Таковы были простые, чистосердечные пастухи, которым ангелы возвестили Рождество Христово в рождественскую ночь, мудрые волхвы, и теперь - Симеон и Анна, подвигом святости ставшие прозрачными и зрячими.

И все мы призваны к этой дивной встрече, и всем нам дано искать чистоту сердца, глубокую мудрость, которая открывается нам в Священном Писании, и ту чистоту и святость, которая дается только духовным подвигом.

Всем нам открыта встреча как радость; но не все в эту радость вступают. Сегодня мы вспоминаем притчу Христову о мытаре и фарисее; фарисей делами был праведен, он всё творил, что должен был творить праведный человек, жил так, как человеку следовало жить. Но всё было в нем отемнено гордыней и самодовольством, чувством, что он своей житейской праведностью получает какие-то права перед Богом. Как сказано в Евангелии: фарисей вошел в церковь; крепко стал на своем месте; оглянулся и, озираясь, осудил всех вокруг себя: Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как другие люди, что я праведен перед Тобой, что, конечно, я не такой, как этот мытарь!..

А мытарь, который жил скверно, был в презрении у людей, потерял уважение к самому себе, не смел даже войти в храм, остановился у притолоки церковной, не смел даже поднять глаз своих на небо, а только стоял, сознавая, что храм - удел Божий, освященный, исполненный присутствием Живого Бога, и что туда ему нельзя, и бил себя в грудь, и говорил : Господи! Будь милостив ко мне грешному... Он знал, что прав у него нет, что пути перед ним нет; но он знал, что может сделать сострадание, милость, любовь. Верно, он в своей жизни испытал, как его каменное сердце иногда на минуту могло вздрогнуть жалостью; и тогда, как бы наперекор земной правде, он поступал с милосердием и видел радость, и перед ним открывалась надежда других людей. И теперь он сам стоял перед Богом с этой надеждой, что невозможное будет.

Все мы призваны к встрече; все мы призваны, чтобы эта встреча была радостью - только бы мы стали у притолоки церковной, только бы мы сознали, что прав на Бога у нас нет, прав нет у нас на милосердие Божие или на жалость, на любовь людей; что и Божия милость, и человеческая милость и любовь - это бесценный дар, который нельзя заслужить, но который может быть дан и который надо принять благоговейно, на коленях, с изумлением, с благодарностью... И тогда невозможное делается возможным; мытарь вернулся к себе оправданным в большей мере, нежели фарисей, чья праведность несравнима с сокрушенным сердцем грешника.

Вот перед нами путь, вот наша надежда, вот наше призвание: пойдем же к Господу с этой надеждой, с сердцем сокрушенным, смиренным, ожидающим ласки, прощения и милости, но не в награду, а только как неоплатный дар.

Аминь.

Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний"
http://www.metropolit-anthony.orc.ru


вверх

назад к оглавлению


Информация взята с CD "Православный календарь"

Ссылки по теме:

 
   
Хостинг от uCoz