«Третья мировая волна» - написала в пункте «Ваша мечта» фести-вальной
анкеты группа «Курок». Так оно и получилось. И дело тут отнюдь не в
войне.
Третья. Ибо это был третий по счёту наш фест.
Мировая. Потому что с нами пришли мириться.
Волна. Бурное было действо.
Итак, с удовольствием, набрав воздуха, рапортую: полностью орга-низованный
нашими ударными красно-чёрными армейскими батальонами и силами союзников
рок-фестиваль молодых групп «Третья волна» состо-ялся 15 марта, продолжался
всю ночь и на славу встряхнул заведение под названием «Манхэттен».
Армия, вольно! Ура!!!
***
Позади долгая подготовка, позади предстартовое волнение, старт, дистанция,
финиш (побегать пришлось немало) и обычный, почти трёх-дневный отходняк.
Всё то, что произошло, в очередной раз, по традиции, на время «снесло
крышу», существенно вытянуло «физику», но дало са-мый сильный за все
три года заряд моральных сил. Вот это и есть кайф! Спасибо всем!
***
«Красно-чёрная ночь» ещё не закончилась, а я уже понимала: эта Третья
по счёту «Третья волна» до ностальгических слёз похожа на ту, самую
первую. Тот же угар, отрыв, адреналин. Показалось даже, что вре-мя случайно
откатилось назад. Посему я позволю себе несколько абзацев под условным
названием «Этапы большого пути».
***
2001 год. 3-е марта. 3 часа и три минуты дня. Клуб «Этюд». «Третья волна-1».
Тогда все мы были детьми: кто-то на сцене, кто-то в шоу-бизнесе. Это
сейчас мы отмахиваемся от администраций и немного лениво на-страиваемся
за несколько минут. А тогда-а... Мой телефон не умолкал ни на минуту.
В трубку задавалось очень много глобальных вопросов совре-менности вроде
тех, сколько погремушек и подгузников с собой брать (нужны ли запасные
струны, ударное «железо» и «когда мы играем?»). Я медленно зверела.
Шуша (мой напарник, вскоре покинувший нашу Роди-ну), тихо выл.
Наш молодой неофитский задор сносил с пути всё. Буквально только что
обновлённая «Армада» решила что-то сделать!!! Это нынче мы поня-ли,
что до сцены «Юбилейного» нам ещё далеко. Подготовка была пер-вой, и
посему грандиозной: почти месяц созванивались, «висели» на точ-ке, колотили,
бренчали, паяли. И вот наконец, ощущая лёгкую, тщательно скрываемую
дрожь в коленках, мы встретили этот день.
Литейный, 43. (вход под арку). Первый адрес, нацарапанный на рок-стене
или высеченный на рок-скале подсознания. Клуб «Этюд». Обычное детско-юношеское
учреждение с кружками бального танца, рисования и вышивки. И там же
мы во всей своей красе. Причудливые гибриды ме-таллистов, панков и хиппи
(кого в ком больше - дискуссия не здесь). Цепи, напульсники, клёпки,
косухи, ксивнички, рванина. А рядом - ангелоподоб-ные девочки в балетных
тапочках. В общем, «В горнице моей светло...» Нас не испугались. Нам
доверили. Нас приютили. Мы удивились, да так, что оттаяли. Оказались
белыми и пушистыми, хотя за «Этюд» готовы бы-ли порвать пасть :-)-:
(ностальгическая улыбка). Даже на охране сами стояли (не «доблестных»
же звать!!!). 50 процентов символической кассы (билеты по «двадцатке»)
отдавали клубу на краску и лампочки, на остав-шиеся 50 лудили гнилую
нашу аппаратуру.
Итак, мы встретили этот день. Сказать «это было Нечто!!!» - значит не
сказать ничего. Двадцать групп и исполнителей. Бесконечные просьбы:
«А переставьте нас в play-листе пораньше!» Чудеса в гримёрке :
Я: «Группа «Суицид»! Через 10 минут на сцену! Где группа «Суицид» ?!!»
Отклик из правого угла: «Мы группа «Суицид»!»
Отклик из левого угла: «Мы группа «Суицид»!»
Я: «Не напилась, а двоится!»
Шуша: У меня тоже двоится... Блин, а они на внешность вроде раз-ные...»
Один из «Суицидов»: «Тогда мы переименовываемся. Ребята, давай-те, пока
нас не объявили, подумаем, как...»
Как оказалось, и мне, и Шуше позвонили две группы с одинаковым названием.
По неопытности и в спешке мы забыли сличить анкеты и де-мо.
Пождали сценический лимит, и «Суициды» сыграли оба...
Один из музыкантов забыл дома гитару. Выручили. Уже тогда все мы были
командой (и останемся ей навсегда: это - не просто принцип «Волны»,
а условие её существования).
Сосед сверху с топором. Посмотрел и ... остался слушать. Покатило. Видимо,
за счёт атмосферы. Мы очень старались её создать, а теперь наш долг
её сохранить.
Владимир Веселов. Дядя Вова. Без ироний, почти отец родной всем нам.
Я сознаюсь: тогда мы случайно разбили ваш клубный телефон. Поза-были
убрать и случайно смахнули с полочки. Наскоро заслали гонца на Апрашку,
принесли точно такого же цвета и модели. Суетливо подрубили. А Вы растроганно
подумали, что мы его прочистили и отладили (то-то же лучше работать
стал!). Вот почему мы тогда опускали глаза. Не из-за скромности, просто
стыдно было. Извините нас за всё, что было не так (а было многое...).
Говорят, вас видели на третьей «Третьей волне». Давайте не теряться!
Мой телефон здесь же, на сайте.
Немного испуганный девятиклассник на сцене. Пятнадцатилетний техник
кажется знает, куда воткнуть «джек». Непослушный, выскальзы-вающий из
пальцев микрофон. Уплывающие ступени на сцену, разбегаю-щиеся струны,
непослушные колки. Дебют мог бы не состояться, и дальше вместо сцены
зияла бы пустота. Если бы не она, наша удивительно тёплая публика. «Молодец!
Давай ещё! Бис!!!» Правда, один стриптизёр - недоуч-ка пытался выпендриваться.
Пожалел.
Двадцать групп и исполнителей. Восемнадцать питерских, одни из Казани,
другие из Йошкар-Олы. Сырой, обшарпанный потолок. Советская аппаратура.
Ударка из конструктора «Сделай сам». Всё на честном слове оргкомитета
и на скотче. И среди этого всего - рабочая группа телевизи-онщиков «Сегоднячко-Питер»
и Илья Чёрт из «Пилота»: «Спасибо, ребя-та! Приятно окунуться в то,
с чего начинал...»
***
Год спустя. Поняли, что половина усилий - зря. Половина групп либо пропала
из поля зрения, либо разбрелась. Мы стали чуть умней и строже отбирали
демо. Но не всё было потеряно...
Зима-2003. До феста уйма времени, хотя подготовка уже идёт. Во время
прошедшего в клубе «Порт» экстремального фестиваля «Балтий-ский шторм»
под сценическим руководством «Банзайской» Ninon, меня хорошенько хлопнули
по плечу. Обернулась: экс-ударник «героев первой «Волны» отвязных панков
«Lola Pop», резко ушедший в «тяжеляк». Он-то и свёл меня с группой «Аллегория»
банальнейшим , но верным путём под-броса демо.
Но это было потом. А сейчас...
***
2002 год. 3-е марта. 3 часа и три минуты дня. ДТЦ «Нео».
«Третья волна-2».
Подготовка шла более размеренно , ещё не профессионально, но уже опытно,
стратегически, благо мы сообща учли свои ошибки. В итоге групп и исполнителей
осталось десять. И девять из них выступили на третьей «Волне». Но, несмотря
на спокойствие, фест всё равно дался немалой кровью. Ровно за две недели
до феста милосердная городская админист-рация умудрилась закрыть наш
«Этюд» по внешней банальнейшей причи-не какой-то там неуплаты (хотя
я чувствую, что внутренне-то всё сложнее: просто помещение кому-то глянулось).
Мы остались без дома и, не сми-рившиеся, уже готовы были делать фест
перед ЗАКСом в присутствии того же «Сегоднячка-Питер» под лозунгом «Третью
волну» не убить!!!». Но и тут протянулась добрая рука Веселова дяди
Володи. Он-то и направил наши отчаявшиеся стопы в дружественный ему
Детский Театральный Центр «Нео». «Маленький, забытый всеми театр» за
семь вёрст, да всё ле-сом, на проспекте Энергетиков (от Финбана только
на маршрутке). Вздох-нули мы, но уныние продолжалось недолго. Приглянулся
нам и театраль-ный зал с бархатным занавесом, и высокая, настоящая сцена,
и немного пугливый, но добрый директор Владимир Владимирович Сергиенко
( ВВС, или снова Владимир, везёт нам с ними!). Не сломило нашего боевого
духа даже полное отсутствие в ДТЦ должной аппаратуры. Снова приведу
лю-бопытнейший диалог:
Я: Владимир Владимирович, сколько у Вас каналов на пульте?
Владимир Владимирович, авторитетно: Четыре. Бас. Гитара. Вокал. Барабанчики
подзвучить.
Я (в сторону Луны): Оу-у-у-у-у-у...
Владимир Владимирович, несомненно, профессионал. Но в своём де-ле -
руководстве детской театральной студией. Ему двух каналов за глаза и
за уши - на конферанс- микрофон и на фонограмму в деке. Зато он по-казал
нам настоящий беспроводный «Байтон» и начал прививку вкуса к хорошей
аппаратуре. Совок, мол, отвязно, а импорт - качественно. Спаси-бо ему,
мы вдумались.
Ну что ж, не впервой нам две недели жить на точке. Спасибо Анд-рею,
директору и ударнику группы «Виагара». Тогда и появилось на на-шем сайте
грандиознейшее объявление: «Для спасения рок-фестиваля «Третья волна»
срочно требуются три экранированных провода длиной по 25 метров для
плетения «косы» из операторской будки на сцену, через зал». Тогда я
в очередной раз убедилась, что сделать фест, да ещё с та-ким трудом
- это бо-ольшой адреналин!
Начало феста. Я вместо сцены с ужасом смотрю на исступлённо пульсирующую
под потолком лампочку перегрузки на колонке. Показы-ваю жуткие знаки
звукооператору. И вдруг осознаю, что он меня не уви-дит: от меня до
него почти 25 метров...
Две трети концерта. Динамик наших мощностей не выдержал. Зато выдержали
мы. Жаль лишь, что народу чуть меньше, чем в прошлом году: некоторые
зрители так и не доехали до «Нео»... Музыканты держатся уве-реннее,
за год многие поднатаскались в клубах города.
Конец фестиваля. Публика впервые проголосовала по свежевве-дённым ,
принятым в наследство от Ленинградского Рок-Клуба номинаци-ям. Тогда
их было шесть : тексты, саунд, лучший инструменталист (голос - тоже
инструмент!), контакт (вокалист, лучше всего общавшийся с залом), скачок
года и открытие года (поощрили новичков - дали её всем). Год спустя
добавится седьмая номинация - шоу. Примечательно, что номина-цию «Контакт»
взял не музыкант, а охранник. Байкер Борисыч, милейшее существо.
Улица перед входом в ДТЦ. Владимир Владимирович, держа в ру-ках огромную
коробку и трогательно глядя на штабель пивных баллонов около переполненной
урны: «Вот какие вы культурные ребята! Не то, что дискотечники ! Надо
же - в урну складывали!!!» Да... пиво водилось в изо-билии. На входе,
под лестницей, у нашей штатной армейско-союзнической охраны, бойко менявшей
на него неиспользованные «проходки». После каждого объявления играющего
состава я спускалась со сцены и шла в фойе, где скороговоркой задавала
один вопрос: «Пиво есть ? Где?!» И, не дожидаясь ответа, наконферансивалась.
Ну вот, Владимир Владимирович, а Вы боялись. Встретили нас, как обезьянок:
«Решётки не грызть, на сливные бачки в туалетах не залезать и оттуда
за противоположным полом не подглядывать. С вас репертуар-ный лист с
указанием имени автора и композитора ПО КАЖДОЙ ПЕСНЕ!!! Про декорации
не забывать! С собой принести вторую обувь! На сцену в этих, как их...
гадах, не пущу! Костюм конферансье продумать! Эту, как её... рябуху...
косуху начистить кремом! Чтоб блестела! И если услышу мат со сцены -
сразу выключаю аппарат!» (ох и обуял меня страх, когда Пан запел «Волкодавов»
Чернецкого! ВВС, как рассказывают, именно в это время угораздился войти
в зал, хмыкнул, но аппарат не отрубил. И репер-туар после мероприятия
хвалил. Вообще, он больше нас пугал. И даже ко-гда я игриво спросила:
«А текстики литовать будете, Владимир Владими-рович?» «Да... Нет...
Ладно уж...» - изрёк со вздохом упущенной возмож-ности.)
Вокруг, под звуки песен из советских мультфильмов, порхали де-вочки
и мальчики в балетных тапочках. В голове снова завертелись кадры из
«Взломщика».
Репертуарный лист с именами композиторов и беспроводный «Бай-тон». Рокеры
в театральном зале. Причудливое, милое сочетание совка и современности,
рока и классики. Касса, по традиции, клубу на лампочки (мы на правах
арендаторов- благотворителей, но уже хоть и по внутрен-нему, но по договору).
Спасибо, мы многому научились.
Вот так и прокатилась наша вторая «Третья волна».
Прошёл год ...
***
2003 год. 15-е марта. 20 часов. Клуб «Манхэттен».
«Третья волна»-3.
С удовлетворением отмечу: третья по счёту «Третья волна» совмес-тила
в себе адреналин первой и профессионализм второй. И пусть на этот раз,
придясь на будни, слетела наша традиционная дата. Пусть мы пере-несли
фест на середину месяца, промучившись с поиском ДК (нам очень понравилось
в «Нео»).В этом году всё было серьёзно. Телефон, который два года назад
я хотела повесить на шнуре, практически молчал: все му-зыканты договорились
и затаились - усиленно репетировали. Оргкомитет ( во многом состоящий
из тех же музыкантов) не особо страдал от пере-груженности: навыки подготовки
отточились до автоматизма. Высвободи-лось много времени, и мы решили
распределить его более рационально, всерьёз занявшись промоушном. Прошла
реклама на «Роксе» (в своей программе про нас шепнула Женя Глюкк. Почему
же ты не пришла, Женя? Мы тебя ждали. Теперь парочка индивидуумов не
верит, что мы вообще приглашали тебя, думает, что мы «кидаем» людей).
Шлёпнули двести ти-пографских, в два цвета, афиш по городу (спасибо
группе «Эйфория» и всем, кто эти афиши клеил. Правда, нам тут же заявили,
что их не видели. Видать, плохо смотрели). Сто наклеек в метро (благодарность
Сержу Мит-рофанову, провернувшему всё дело в одиночку и вообще, скромно
выра-жаясь, много вывезшему на этом фесте.) Мелькнуло сообщеньице в
одной из городских газет (подсуетилась группа «Астра», тоже благодарю).
Ну и, конечно, принесла плоды усиленная работа языком на соседствующих
по дате концертах (к примеру, моя «агитация» на «Cradle Of Filth». Хотя,
до-рогие союзники, не думайте, что я пошла на них только ради неё.)
Уже к началу феста администрация переполненного зала кричала «Караул!»
За-тянув пуск, у нас даже «украли» 15 минут от начала концерта. Я ангель-ским
голосом извинялась за то, что мы перестарались с рекламной кампа-нией.
В общем, в сумме за эту ночь через «Манхэттен» прошло человек 400 (реакция
администрации: «ДУРДОМ!!!»). Одних билетов по «предва-риловке» мы откупили
98. Да, 98, что бы нам ни говорили. Мягко говоря, было тесно. Мы убедились
- «Манхэттена» нам мало. И вообще, не наш это клуб. Как мне стало больно,
когда после явно удавшегося, как говорят, прогремевшего по городу фестиваля
администрация на мой вопрос «Ну, как?» заявила мне: «Так...По бару пусто...»
И ВСЁ!!! Ну что ж, спасибо за ночь угара, кабачок , страннейшим образом
приютивший у себя сцену. Ис-ходя из картинок на ваших билетах, скажу
вот также по-взрослому. Мы неплохо провели с вами ночь. Сняли клуб до
утра, оторвались и пошли дальше. Замечу, что нам это не свойственно.
Мы не «ботаники», но склон-ны к эстетике. Предпочитаем постоянство и
хотим быть любимыми. Но здесь вы сами предложили нам эту игру. И мы
сыграли в неё. Но по своим правилам. Признаюсь: у меня остался неприятный
осадочек, что развлек-лись.
Перед фестивалем мы провели у «Манхэттена» пять встреч. Де-юре они носили
название «Предварительный выкуп повешенных на нас 100 билетов», де-факто
же служили чем-то вроде предконцертных собра-ний. Надо же оргкомитету
и музыкантам всё обсудить, осмотреться на точ-ке, где не будет саундчека,
заполнить анкеты и ознакомиться с фести-вальной документацией, наконец!
А документацией за три года фестиваль оброс здорово: кроме анкет, программа
проведения и план, памятка уча-стникам, положение о союзниках, положение
о номинациях, договор с профессиональным, штатным фан-клубовским фотографом,
пресс-релизы, play-листы, входные списки... И это не бюрократия, ребята.
Про-сто у нас всё серьёзно, не шала-бола. После феста я ещё и райдер
написа-ла, чтобы не было больше недоразумений, как в этот день.
Итак, билетов мы откупили 98. При норме 100, сойдясь на 90. Не все группы
захотели это делать, другие же, напротив, позаботились о сво-ей публике
(что на начальном этапе существования, группы у нас сплошь «трёхлетки»,
очень ценно). Зачем покупать по 80, когда можно по 50? Впрочем, заканчиваю
этот не очень-то приятный разговор. Добавлю одно: сейчас уже ясно, что
соглашаться на «предвариловку» можно только ради публики. Почти всегда,
когда мы приходили в «Манхэттен», нас встречали другие люди. Деньги
брал то один, то другой, а на следующий день вспо-минали, кто, и вообще
в факте их передачи угрюмо сомневались. Бухгал-терии при мне не велось
никакой, моя же вызывала усмешку. На входе перед концертом вообще царило
партизанское молчание, КПП больше ин-тересовал мнимый или явный факт
проноса водки в комбике и содержи-мое термоса музыканта, играющего в
полчетвёртого утра. В общем, пра-вая рука не знала, что делала левая
нога. Причём, умышленно не знала. Добавлю то, что с записью с пульта
нас «кинули», предложив услуги на-ёмника за 500 рублей ( и это за то,
что мы афиши и наклейки бахнули), с саундчеком тоже, звук начали подрубать
без 15-ти - без 10-ти, а «Астра» зря протаскала отнюдь не от водки тяжёлый
комбик. Мне пытались «вте-реть», что видеосъёмка запрещена, хотя в штат
оргкомитета чёрным по белому десятым таймсом были вписаны фотограф и
видеооператор.
Ну ладно, про билеты уже скучно. В общем, стартанули мы со скри-пом.
Я нервничала, ведь в любой «солянке» главное - старт. В итоге с самого
начала лимит поехал на 15 минут, что при том, что мы и без того шли
очень плотно (20 групп и исполнителей на 10 часов!) воистину страшно.
Но дело не в нашей неорганизованности, как сказали мне. Дело в том,
что в без 15-ти восемь, то есть за 15 минут до начала, до открытия,
меня ... поставили на вход. А дело было так.
К клубу мы подрулили где-то без 20-ти (как и просили). Вместе с фотографом
Владом, пыхтя, хотя Влад играючи сжимал за спиной рюкзак с тяжёленькими
призами за номинации и сумку с фотокамерой и вспыш-кой. Пришли. А мне
и говорят: «Вы администратор? Становитесь на вход!»
Огляделась. На входе - человек сто, народ всё валит и валит. Всех тщательно
шмонают и обнюхивают. Косятся на мой шипованный на-пульсник.
Я замечаю, что как всегда, ещё и за охрану ( как в водку глядела: на
про-тяжении всего вечера меня отлавливали и пытались свалить свою работу
на себя, то пришивая грязь и кошмары в туалете, то требуя унять бурно
выражающих свои эмоции зрителей и загнать в зал всех, кто вышел по-дышать
на улицу. Думали, девушка молодая, значит дурочка. А вот не тут-то было!).
Итак, вставайте на вход. Вместо того, чтобы проводить в гри-мёрку и
дать переодеться. Замечу: гримёрки не было вообще никакой, и в зале
царил настоящий табор - свалка из одежды (спасибо вахтёру, но гар-дероб
треснул) и гитар. Переместиться было просто некуда и негде. Итак, вставайте
на вход. Рядом лежат списки с точным указанием количества лиц по проходкам.
Цифры наши, арабские. Считают неубедительными. Предлагаю пофамильные.
Нет, стойте! Это было бы похоже на прикол, ес-ли бы часы не показывали
уже без десяти. Пытаюсь нырнуть в зал, чтобы дать играющей первой «Виагаре»
«команду» открывать самим и начинать в восемь. «Виагара» - ветераны,
сориентируются. Играют с самой первой «Третьей волны», и всё время первыми.
Меня учтиво держат за локоток. Без пяти. Стою. Восемь. Стою. Пятнадцать
минут девятого. Что-то орёт внутри, отмахиваюсь, лечу на сцену . Там
уже давно приплясывает недо-умённая «Виагара»: «А где ты? Мы готовы
уже с восьми!» Наспех объяс-няю. Толкаю «открывающую речь». Сметая всё
и вся, опять несусь на вход: меня уже хватились. Как будто ничего не
видели и не слышали. Ладно...
Примерно восемь тридцать (когда опаздываю - на часы не смотрю, чего
расстраиваться, итак знаю, что опоздаю. Таков принцип). Пуск основ-ной
волны зрителей в зал завершён. Выдыхаю. Но есть проблема. Почему некоторые
наши музыканты сиротливо стоят у входа? Ах, их не пускают! «Вы играете
в час? Раньше двенадцати не приходите, погуляйте где-нибудь. Заявляю,
что у нас все приходят к началу, посмотреть друг на дру-га. К тому же,
они будут голосовать. Таково правило. Ответ куражит: а за кого голосовать-то?
Странно. Я вроде всё всем объяснила, договариваясь о концерте. Зверею.
Обещаю сейчас свернуть весь фест к такой-то матери, и пусть ваш клуб
прославится. Похоже, убедила. Пускают. Хотя упрекают, что предупреждать
надо было раньше. Отбиваюсь: если бы мы знали, что у вас группы приходят
только к своему времени, мы бы здесь не играли, нас это изначально не
устраивает.
Выдыхаю. Бегу в зал. Старт завершён. Теперь будем гнать, как ло-шади.
У нас есть два пути: либо поджиматься, либо... Впрочем. Второй путь
закрыт. Ровно в шесть ноль-ноль они обещали зажечь свет и выру-бить
звук. Придётся, видимо, кому-то играть минут по десять. Ситуация тревожит
всерьёз: хэдлайнеры - минчане, приехали из Беларуси за сотни километров,
обломно, если не сыграют. Коллеги предлагают пропустить их вперёд. Пока
думаем, на сцену выходит «Курок», затем не приезжает Женя Глюкк. Кощунство,
но ура! Мы отыграли полчаса!!! Теперь идём тик в тик, главное - не сбиться.
Это произойдёт, если кто-то заиграется. От-дельного администратора,
сгоняющего со сцены, нет. Всё основано на до-верии, все сами следят
за собой. Не маленькие - уже третий фест. К тому же сознательные. Знают,
что заигравшиеся подставляют тех, кто после них. Новички молниеносно
врубаются. Иначе уже невозможно.
Пружина внутри расслабляется. Иду пить пиво. Не разгуляешься: 20 рублей
200 граммовый стакан, 40 - бутылка 0,5. Послать гонца в ма-газин - пронос
запрещён. Будут проблемы на входе. Выйти самой - никак :«Хозяйство»
уже доигрывает. Покупаю стакан. Дальше буду умней. Пиво и пр. в изобилии
льётся у входа. Там же передаются деньги. К тому же, народ у нас душевный:
не просишь - предлагают ( к утру наконферанси-лась я здорово). Весь
этот входной нервяк сказался - меня абсолютно не цепляет даже «ёрш».
Администрация недоумевает: по бару - почти ноль, а публика навеселе!
И как это получилось, интересно? Неужто протащили?! Наивные... Это же
зверство - 20 рублей стакан!
Вхожу. Меня цепляет администратор: «Дарья, Вы слишком много пьёте на
улице водки!» Я ему: «Не компрометируйте меня! Я не пью вод-ку... без
пива! Приходится, молодой человек, приходится... Народ моло-дой, впереди
- целая ночь, кто-то может не продержаться до утра. А я продержусь,
это - мой долг, ответственность я осознаю. Я им помогаю, молодой человек!
Я-то продержусь, надо ведь! И Вы продержитесь, не так ли? Вон у Вас
кофеёк в чашке. А может, в нём коньячок?!»
Удивлён. Отошёл. Неужели убедила ?!
Скажу сразу: никогда ещё я нашу «Армаду» и союзников такими угорелыми
не видела. Даже на «Алисе»даже на выездах , не в обиду будь сказано!
Вот если бы «АлисА» играла всю ночь... Тогда, пожалуй, да... Шоу было
на высоте: воистину CHILDREN OF BODUN (опять же не в обиду, до-рогие
союзники. В оправдание своё попрошу кассетку схоже звучащих пе-рекатать,
у меня всего-то несколько песен!) Один пытался фотографиро-вать диктофоном
(не Влад!). Другие звали в баре Снегурочку. Третий рвался на сцену петь
«Ленинград». Четвёртые оглашали набережную Фонтанки радостными криками:
«Зенит - чемпион!!!» (наша победа совпа-ла с победой горячо любимой
нами, орущими , команды). И не было про-тивно, напротив, всё было как-то...умиляюще
(видимо, пить за три года научились. Правда, гитары по пьяни настраивать
- вот как-то нет... вот за это стыдно .) Ну скажите пожалуйста, как
может не умилить зрелище али-соманов, вовсю и по серьёзу рубящихся под
black и death , и металлеров, ностальгически угорающих под группу в
стиле пост - ЛРК (не все ж метал-листами родились!). Благо, угар у нас
схожий. Совместные танцы распола-гали к совместному распитию опять же
легко совмещаемых напитков, воспетых многими любимыми и почитаемыми
нами группами. Вот. Качну-ло, шарануло всех и впрямь на славу. У всех
- положительный стресс, у всех - позитивный шок. Экстрим, акустика и
«русский рок» (термина не приемлю - другие что, каракалпакский, что
ли?!) на одной сцене! Кто-то назвал это ошибкой. Нет, это - не ошибка.
Это - концепция. Хотелось бы сблизить, сомкнуть культуры, показать им
друг друга, чтобы как на зве-рюшек или зверей друг на друга не пялились.
Как поёт «Виагара»: «Пус-кай познакомятся...» Рок-клуб не принял «тяжеляк»,
не присмотрелся к наступающей экстремальной волне. Многие почувствовали
себя изгоями в своём городе. И что из этого вышло?! Извините яйца, учащие
куриц, но вот это была ошибка.
А наша ночь удалась. Это была истинно красно-чёрная ночь. И не только
из-за того, что затеяла её (вместе с союзниками) питерская «Армия АлисА».
Красное - это отголосок «Красной волны». Чёрное - это металл. Получился
ураганнейший сплав! Давно я так не отрывалась, даже не пер-вых двух
«Волнах»!!!
В самом начале я уже говорила о том, что третья «Волна» стала мировой.
Удивили... некоторые осколки КЧС. Пришли, пробыли до конца сейшна, на
славу угорали, спасибо им за слэм. Вглядывались, вслушива-лись. Даже
«розу» на микрофон повесили, что я сочла за большую честь ( спросите
любого фана, что значит отдать «розу»! Это же не просто шар-фик! ) Видать,
одумались, стукнуло что-то в мозгах. Глядишь, опомнятся, потянутся к
чему-то, выправятся, расставятся по местам ценности. В об-щем, ребята
порадовали. И зачем, спрашивается, играли во врагов? Мы не приняли этой
игры, мы делаем своё дело, и это - наше основное оружие. Наша Армия
не разрушает, а созидает, предпочитая тактику защиты гра-ниц. Мы ведём
себя также, как наш народ. Зачем верили слухам про нас? Мы не нуждаемся
в рекламе. Естественно, слухи ходят. Ибо нам завидуют. У всякого действия
бывает противодействие. Следовательно, мы есть. А устраивать всех, подлаживаться
не собираемся. Мы тоже не червонцы. Всё.
Ещё одно спасибо художнику по свету группы «АлисА» Андрею Мельнику.
Пришёл. Оценил. Поддержал. Отныне прошу первое же объявление о «Третьей
волне» автоматически считать приглашением.
Так и шёл наш фест по параболе :-) Калейдоскопически менялись стили,
уровень выступающих. Сильных подбадривали, тех, кто послабее не освистывали.
У нас это не принято. Ещё раз повторюсь:«Третья волна» - это особая,
специфическая атмосфера. Атмосфера добра, тепла и горя-чей поддержки.
Музыканты - не просто знакомы заранее. Это - спаянная команда. Они не
конкуренты, а коллеги, даже при голосовании ратующие друг за друга.
Фест вывозится всем миром, без продюсеров и спонсарей. Чтобы тебя выручили,
не нужно просить. Надо было видеть толпу вокруг Пана, порвавшего струну.
Кто не приемлет этих правил - до свидания. «Третья волна» - не только
группы, но и люди. Личности. Не чуждые по-роков, отнюдь не ангелы, но
с чёткой системой ценностей.
Да, фест шёл по параболе. Со скрипом стартовали, с боем финиши-ровали.
Под занавес опять начались проблемы. Мы уложились тик в тик, последний
исполнитель (им был Микеланджело) сошёл со сцены ровно в шесть ноль-ноль.
Далее по плану у нас было предусмотрено голосование, на которое требо-валось
минут 10-15. Как раз те 15 минут, которые у нас «украли». Я пыта-лась
это доказать,
уверить в том, что голосование - неотъемлемая часть фестиваля, без него
он не может быть закрыт. Меня не слушали, назойливо предлагали уб-раться.
Я считала голоса на фоне разговора и умудрилась не сбиться! Яр-кий свет
раздражающе бил в глаза. Меня обвинили в том, что мои казаки разбросаны
по полу (все желающие могут вернуться к рассуждениям об отсутствующей
гримёрке). В конце концов у меня вырвалось крамольное: «Стойте спокойно,
мы вас сняли!» Выдворяльщик вскипел: «Моего терпе-ния осталось на 30
секунд!» Я окинула его внешне абсолютно спокой-ным, ледяным взглядом
и размеренно сказала: «У меня на 29». Пока он думал, что ответить, я
подбила ещё одну номинацию. Он обещал мили-цию. Я заметила, что это
шоу я уже видела, и мне скучно. «Молодой чело-век, пока вы пререкаетесь,
она бы всё подсчитала! Девушка не дебоши-рит, она делает своё дело,
о голосовании вы все были предупреждены!» - вступились за меня ребята.
Ответ был таков: «А что вы здесь делаете?!» Я нашлась мгновенно: «Защищают
меня от вас.»
Так, словцо за словцо, и подсчитала я все голоса. Вышла из-за сто-ла
со словами: «Ну вот, а Вы боялись!» И знаете, почему-то не стыдно. Не
считаю я себя хамлом. Просто у нас разные понятия о совести. Напротив,
я удивлена, что сдержалась. Отчёт вместил в себя далеко не всё. Подыто-жу
лишь: меня постоянно провоцировали. Как будто бы ждали, что со-рвусь.
Но ничего не вышло.
Порою лёд гораздо эффективнее огня, и в эту ночь я наглядно в этом убе-дилась.
Но призы номинантам мы вручали на улице, как воры. Фест оказался не
закрытым. Следовательно, он продолжается ?!
Итак, может быть, мы ещё немного наивны, ибо сетуем , что пони-мания
в «Манхэттене» не встретили. Уже изначально мы были просто шо-кированы
тем, что с нас даже не спросили демо! (хотя нарезка по треку от группы
у нас с собой была). Фестивальная документация также не вызва-ла интереса,
а зря: её изучение позволило бы избежать многих недоразу-мений. Да,
играть в «Манхэттене» - не такая уж большая честь. Играй кто хочешь,
только откупи билеты и отбомбись по бару.
Можно, конечно, парировать: «Сами виноваты - нашли, куда по-даться!»
Ох, ребята-ребята... Рады бы мы податься в другое место, да нет его!
Тревожный факт: на сегодняшний день в городе нет ни одной тол-ковой,
настоящей рок - площадки! Да, мы - кочевники. Знали бы вы, как мы устали
!
Кочевье, конечно, романтика, но лишь тогда, когда у тебя есть ки-битка.
А тут... Снова подростковый клуб, снова добывать аппарат, плести «косу»
, париться с поиском охраны , добывать ударку и переть её в рей-совом
автобусе через весь город ?! К тому же, этот фест уже третий, уров-ня
хочется! Планку надо год от года брать всё выше. А что у нас выше «Манхэттена»?
«Юбилейный», ЛДМ, Ленсовет? Не тянем мы еще туда, не тянем. Другие клубы?
Одни закрыли, в других молодняк - нежеланные гости, на нас ещё не сделать
ставку, как бы мы ни играли. Похоже, что мы, "Армия АлисА Питер"
и союзники - единственные, кому этот несчастный молодняк нужен. Вот
вам и объективная обстановка: в рок-столице нашей Родины практически
никому не нужно целое рок-движение. Да и вообще, за рок как-то тревожно...
Ежели кто-то из клубмэнов, прочтя эти строки, не согласился с ни-ми
- буду рада вашему возмущённому звонку. Мой телефон рядом, на сайте.
Итак, спасибо, «Третья волна»! МЫ ВМЕСТЕ !!! До встречи через год!!!
дАшкА (Дарья Васильева),
координатор фан-клуба
«Армия АлисА Питер» (ААП).
И наконец, вместо постскриптума, краткая рецензия. А то я всё про клуб, да про клуб, а кто же как выступил ?! Итак, строго по play-листу. Я постараюсь быть справедливой, но буду беспощадна:
Виагара. По сложившейся «третьеволновской» традиции, играли пер-выми. Опять же традиционно профессионально слаженно и искренне, но... Все силы направили на предстоящий несколькими днями позже в том же клубе «сольник», что не замедлило сказаться. Совсем чуть-чуть, но всё-таки немного вяло. Посему и не досталось ребятам номи-наций, хотя люди за них ратовали.
Курок. Группа, почти единогласно ( 90% голосов!) осуждённая на участь
«Скачка года», скакнула мягко говоря... за год превратившись из перспективной,
но ещё шаткой в плане саунда командочки в креп-кую двухбочечную (с карданчиком)
банду, играющую (причём, до-вольно технично) заводной и одновременно
лиричный folk-metal. Те, кто их давно не слышал, пооткрывали рты, и
много было девичьих слёз по поводу ухода «Курка» в «эту ужасную тяжелятину!!!!!!»
И впрямь изрядно потяжелевший , облачившийся в шипы и кольчуги «Курок»*
(басист в ней как родился! Nienor, и не снимай!!!) за этот год успел
записать студийный сингл «Странник» и поднакопить мате-риала на полнокровный
альбом уже в едином, твёрдом стиле. Группа-трёхлетка, но на вид намного
старше.
В общем, можно сказать: саунд у ребят кристаллизовался. Те-перь не мечитесь.
И знайте: теперь стоит вам чуть-чуть полегчать, вас ждут грозные обвинения
в «тотальном опопсении». Ничего не поде-лаешь, таков металл...
А что профессионализма они набрались - то мягко говоря ( за этот год
играли везде, где только рокерам не в падлу.) Насчёт же двух бочек -
правильно вам Константин Кинчев советовал...
* - не как «Rammstein», а как «СВ» («Северные Врата»).
Ратибор Мечев. Удивительно уверенный, твёрдый, безусловно удав-шийся
дебют. Хотя на дебютанта Ратибор не был похож. Справился даже без одной
(порвавшейся) струны. Видно - воин по натуре. Энер-гия, открытость,
направленность в зал, имидж, пульс. «Открытие го-да», и этим всё сказано.
Хозяйство. «Новая кровь» в виде гитариста и ударника взыграла на славу. Обновлённое «Хозяйство» шокирует своим прогрессом и по иронии Судьбы убежало участи номинантов «Скачок года». Вокалист Кирилл был удивительно в голосе. Твёрдая, уверенная, уже вполне профессиональная, и очень стильная команда. Эффектно смотрелись в красных футболках, это подчёркивало то, что не только на сцене они заодно.
Пурга. Неожиданно сильно. Вокалист Вася, в отличие от других, весь год, и особенно перед фестом, подгоняющих вешки и «затягивающих галстуки» (уже давно не пионерские!), откровенно подзабил на всё. И подзабыл, что «Третья волна»- это показ уровня, и каждый год более высокого. Но Вася Пурга - везунчик, ибо может давать шоу(хотя до номинации не дотянул). Пронял «Алисовской» «Мамой» (хотя каверы не в правилах нашего феста). Самозабвенно пели вместе с ним пред-ставители осколков КЧС. Один даже со сцены. Впервые прорыв на сцену не смотрелся самонадеянно. И это только благодаря Васе. А му-зыканты его - молодцы.
Каббала. Это название было на каждых устах. Покорили всех! Даже в отсутствии
заболевшего гитариста сотворили в зале Нечто!!! В ре-зультате с «Астрой»
и «Хозяйством» поделили номинацию «Шоу», и едва не дотянули до «Открытия
года»... Ещё одна группа-трёхлетка, выглядящая старше. Уникальна тем,
что первый свой концерт дала ... через две недели после начала существования,
и в новорожденность «Каббалы» тогда никто не поверил. Подходят ко всему
профессио-нально, и в тоже время фартово: вокалист (он же гитарист)
репетиру-ет, бывает, по 9 часов, и в то же время play-лист музыканты
состав-ляют за пивком прямо на месте.
«Каббала» - это драйв на нерве. Как поётся у Пана: «Боль сры-вает с
души её жалкий покров.»
Стоп! Боюсь, что перехвалю.
Астра. Жёсткость, техника, энергия, напор, драйв. Настоящий хард-н-хэви, классический и первозданный. Спасибо, что сохранили! По-гречески «Звезда». Красивая концепция. Слаженная группа не только в плане игры: пока единственные, кто сделали свои футболки.
Эйфория. Чуть бледнее предшественников, хотя в целом, неплохо и весьма убедительно. Но переволновались и налажали, в чём честно признались сами. Самобытный вокалист поднял публику на уши каве-ром «Арии».
Аллегория. Видно, что «не в первый раз за рулём». Всё было так, как надо. Проявили твёрдость духа. Блэкари не отчаиваются! даже когда перед самым фестом сбегает несерьёзный барабанщик. Даже с «мёрт-вым ударником» (электронной партией) музыка осталась красивой, и не только благодаря самому стилю.
Пых. Долгое время перед фестом пропахал на стройке, очень пережи-вал:
вдруг что-то будет не так?! Переживал зря - руки вспомнили. Профес-сиональный
подход, искренне тёплое отношение к публике, внутрен-ние усердие, собранность,
сконцентрированность и сосредоточенность взяли своё, а Пых свою номинацию
- текст. Подполье живо!!!
Виталик. Немного растерянно смотрелся в акустике, но всё протянул, всё сыграл и убедил. Прогресс налицо. Пронзительность, искренность, нерв.
Пан. Недавно вернулся из Москвы совершенно выкачанный и выби-тый. Прийти в себя не успел. Конечно, талант взял своё, и его выступ-ление в привычном жанре «переакустика» не пролетело стороной, но почти, почти... Не переживай. Всё пройдёт. Пожалуйста, отойди мо-рально к сентябрьскому «Дню Рокера».
Noizz. Ещё одни покорители зрительских сердец. Их также отмечали все, даже отнюдь не приверженцы стиля death. Хотя, Noizz, по их при-знанию, играют не death, а noizz. Странно, что не взяли номинаций. Видать, из-за того, что пели не по-русски. Чудеса завода публики вы-делывал...их администратор. Публика задевала потолок и выжимала футболки. Ещё бы полчаса - и начали бы отлетать головы. Во время их выступления из зала поступил вопрос: «Где учат на таких вокали-стов?»
P.S. Говорят, что пахнет «Пилотом» и «Зимовьем Зверей». Замечу, что влияние не переходит в подражание. Дворовая свойскость не есть признак Ильи Чёрта, а флейточка - Александра Петерсона. Шире мыс-лите, крЫтики! Приятная, спокойная и в то же время драйвовая груп-па. Умудряются сочетать, несмотря на молодость. Неопытны, но не за-метно. В рок-клубе бы прижились однозначно.
Серж Митрофанов. Слабенько, Серый, слабенько. Своеобразный тембр тебя не вытянул. Ты прав, ненастроенная гитара на сцене - неуваже-ние к публике. Ты осознал. Значит, впредь будет лучше.
Joyce. Те же слова, что и в адрес Сержа Митрофанова. Включая рас-строенную гитару. Только Сержа не вытянул его своеобразный тембр, а тебя - неплохой гитарист Алекс. По нотам ты, Костя, не тянул совсем. Репетируй, пой в лесу, снимай партии... Сколачивай, наконец, твёрдый состав, а то переименую «Joyce» в «Амёбус» (не путать с «Amorphis»!). Акустический хард-н-хэви - заманчивый, но оказавший-ся не убедительным козырь.
Игорь Лавинский и Карма. Хэдлайнеры на славу встряхнули немного подзаснувший зал. Настоящее, не наигранное ростоманство. Убеди-тельно, приглашающе. Не крикливая экзотика, которой остро не хва-тало на первых двух «Волнах». Остроумие и трагизм, профессиона-лизм и свойскость в одном лице. ПРИЕЗЖАЙТЕ ЕЩЁ , вас уже жду не только я.
Микеланджело. Был самокритичен, но публику этим не пронял. За год не
вижу ни усердия, ни серьёзного отношения, ни, как следствие, прогресса.
Тексты по-прежнему оригинальны, самобытны и ехидны. Сочетание страха
и иронии как минимум заводит. Колыбельная с лез-вием в руке. Ты пьёшь
томатный сок, и уже не веришь. «Садизм!!! Са-дизм!!!» Мишань, а ты «Коррошкой»
по ночам не балуешься, а ??? А на вид такой тихий, скромный и положительный
парень. Что ж, так бывает всегда...
Саунда нет. ВО-ОБ-ЩЕ. Тексты жалко. Назойливый вопрос: где банда?! Третий
год в акустике, и это не концепция! Или тебе, как и мне, нужны маньяки
???
(Учредители -
Фан-клуб «Армия АлисА Питер»
и союзники).
Программный документ
рок-фестиваля «Третья волна»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
16 марта 2003 года в клубе «Манхэттен» после официального за-крытия третьего рок-фестиваля «Третья волна» Всепартерным Вече путём всеобщего голосования , в соответствии с традициями рок-фестиваля было постановлено присудить номинации:
1.Номинацию «Тексты» (лучшие тексты) - Пыху.
2.Номинацию «Саунд» (самый яркий саунд группы) - группе «Астра».
3.Номинацию «Шоу» (самое яркое шоу группы , или отдельно взятого музы-канта)
- группам «Астра», «Каббала», «Хозяйство» (переходящий приз).
4.Номинацию «Инструменталист» (лучший инструменталист, включая вока-листа)
- группе «Каббала» (Ивану)
5.Номинацию «Контакт» (лучшее общение со сцены с залом)-группе «Хозяй-ство».
6.Номинацию «Скачок года» (самый ощутимый прогресс по сравнению с «Третьей
Волной»-2 (2002 г.)) - группе «Курок» (90% голосов!)
7.Номинацию «Открытие года» (лучшая группа, либо исполнитель, высту-пающий
на «Третьей волне» впервые) - Ратибору Мечеву.
Честно произведшая подсчёт всех голосов
дАшкА (Дарья Васильева),
координатор фан-клуба «Армия АлисА Питер» (ААП).
Пост скриптумом к своему отчёту-репорту спешу :
1. Попросить всех получивших плёнки от фотографа Влада срочно отзвониться по поводу публикации фоток на сайте, а также передать таковые по "мылу". К тому же, самокритичный Влад хотел все плёнки отсмотреть;
2. Подбодрить наши ударно-угарные рок-силы, передав нашему фесту привет
от
ведущей единственного питерского суперметаллического шоу "Банзай"
Инфернальной Снегуры Ninon и дословно процитировать её послание, так
и не
зачитанное со сцены: "Благодарствую за приглашение на вашу вечерину,
хотя
от посещения ея вынуждена отказаться (с извинениями!) по причине своего
антитусовочного образа жизни & мысли. Но вашему фесту по-любому
желаю... 7
футов под килем, либо... 6 футов под землёй...Шютка! S.I.N.";
дАшкА, координатор ААП.