9 сентября 2003 года в г. Ярославле был проведен молодежный музыкальный
вечер "Для чего я пришел в этот мир?", на котором выступили
православные священники и рок-музыканты. Несмотря на то, что многие
считают рок-музыку и Православие вещами несовместимыми, на деле мы видим
уже не первый, и весьма удачный опыт подобного диалога. Все помнят о
состоявшемся в этом же году в Санкт-Петербурге благотворительном концерте
"Рок к небу", на котором выступил с краткой проповедью диакон
Андрей Кураев. В Запорожье (рок-марафон "Вложим свой кирпич в стену
собора") и Саранске прошли подобные мероприятия, где вопреки широко
принятым стереотипам прозвучала подлинная жизнеутверждающая проповедь
веры, нравственности и любви к ближнему.
Не правда ли, трудно представить себе православного священника, выступающего
в обществе Киркорова, Алсу, Кобзона или даже исполнителей благородной
классической музыки? Значит, определенные закономерности в со-трудничестве
священников и рок-музыкантов все-таки существуют? Неоднократно приходилось
слышать и от тех, и от других, что объединяющими началами здесь являются
честность, искренность и стремление найти Истину.
Рок-концерт в Ярославле был организован Ярославским епархиальным управлением
при поддержке фирмы-фонда "Золотые купола Ярославии"; по благословению
Владыки Кирилла, который сам любит общаться с молодежью и с большим
пониманием относится к ее проблемам. Отца Сергия (Рыбко) пригласил провести
этот вечер ярославский священник о.Александр Смирнов. Из музыкантов
с батюшкой приехали рок-группа «Если» (Стас Бартенев—вокал, гитары,
Николай Воронков—бас-гитара, Сергей Киселев—ударные), рок-группа «Раръ»
(Вячеслав Капорин—вокал, гитара, Олег Зарипов—гитара, Юрий Титов—ударные)
и гусляр Дмитрий Земсков.
«Многие думают, что религия и реальная жизнь—вещи совершенно разные.
Но это совсем не так,--такими словами начал концерт о.Сергий.—Религия
освящает нашу жизнь, и все ее области. В том числе — культуру и искусство.
И это сейчас очень убедительно подтвердят мои друзья—музыканты». Подтверждение
действительно было ярким и убедительным. Хотя зал не был заполнен до
конца (опасаясь аншлага, устроители не рассчитали с рекламой), и публика
была самая разная, включая курсантов военного училища и детей, прием
был не только горячий, но дружный и единодушный. Постоянно кричали «браво»,
причем всем исполнителям. При всей разности стилей, выступления прекрасно
сочетались и дополняли друг друга.
Группа «Если» начала с песни иеромонаха Романа (Матюшина) «Добрыня»
— глубокой притчи о судьбе России. «Златая» и «деревянная» Святая Русь
— одна из главных тем в их творчестве, а другая главная тема — встреча
со Христом, за честь Которого музыканты готовы вступиться перед всем
миром. Ребята играют главным образом хард-рок, с длинными красивыми
партиями на соло-гитаре. Зная творчество «Алисы», казалось бы, можно
уже не удивляться тому, как русские национальные и православные мотивы
ложатся на тяжелый рок, но у каждого исполнителя это явление имеет свои
неповторимые оттенки. Стас (в крещении Вячеслав) Бартенев, кроме своих
песен, делает хардовые обработки классических произведений, песен иеромонаха
Романа, архидиакона Романа (Тамберга) и русских народных, пишет рок-музыку
на стихи Есенина. Представьте себе «Эй, дубинушка, ухнем» и Есенинского
«Хулигана» в стиле типа «Deep Purple»! Ярославцам, во всяком случае,
понравилось... А в своей песне «Бродяга» лидер группы «Если», увидевший
в страннике у костра Самого Христа, поет каждому (ведь по Евангелию
наш ближний—любой человек):
"Пусть сильней горит мой костер,
разгоняя мрак.
Пусть придет незваный гость,
будь то друг или враг!
Пусть со мной сядет он у костра
и мы с ним помолчим.
Пусть от слез он осушит глаза,
он такой же бродяга, как я".
Группа «Раръ» («Раръ» — славянское слово, в переводе — «звук») играет
в более мягком стиле. Очень мелодичные и светлые песни Вячеслава Капорина
с философскими православными текстами говорят о красоте жизни в Боге,
о молитвах святых, о помощи Божией и необходимости мужественно встать
на единственно верный жизненный путь:
"Третья дорога - труд и забота,
здесь ради Бога
пенье до пота,
Церковь Христова,
рай незаменный,
Божьего слова
бисер бесценный".
Оригинальное звучание придают их музыке бонги и «bell tree» — инструмент,
состоящий из металлических пластинок и издающий мелодичный звон.
Гусляр Дима тоже явно заслужил «приз зрительских симпатий». Его встречали
с большим теплом. Да ведь не каждый день приходится слышать исполняемые
под гусли духовные канты, а порой и уникальные, подлинно народные песни,
привезенные из этнологических командировок.
Вся эта замечательная музыкальная программа перемежалась краткими выступлениями
о.Сергия, который удачно комментировал и дополнял прозвучавшие тексты:
"Ну, а что такое счастье на самом деле? Нас долго учили, что человек—это
некая разновидность животных, поэтому счастье заключается в том, чтобы
как можно больше иметь, кушать, наслаждаться. Или счастье, это когда
тебя уважают. Но это как-то скучно, этого как-то мало. Наверное, счастье—это
когда душа, дух и тело находятся в гармонии: когда и тело имеет все
необходимое, и душа и дух имеют все необходимое. А потребность человеческого
духа — это потребность в высшей красоте, это область религии".
Было много интересных и разнообразных вопросов из зала, в том числе
и о полемике вокруг рок-музыки. Вспомнили добрым словом и Кинчева. Вообще
вопросы свидетельствовали о том, что народ вполне понимает, что хотят
сказать своим совместным выступлением священники и музыканты.
Два с половиной часа концерта для всех пролетели как несколько минут.
А в заключение о.Александр прочитал записку из зала, где просто просили
передать устроителям и всем участникам «большое русское спасибо». После
концерта к батюшкам и музыкантам с благодарностью подходили ярославские
журналисты, верующие, студенты. Присоединяясь к теплым отзывам, будем
надеяться, что рано или поздно это начинание будет продолжено!
Остается добавить, что, приехав из Москвы накануне, все музыканты вместе
с батюшкой ночевали в Толгском монастыре, встав в 7 утра дружно стояли
на Литургии, прикладывались к мощам святителя Игнатия Ставропольского
и чудотворной Толгской иконе Божией Матери, а днем перед концертом ездили
в Бабаевский монастырь. Мы очень надеемся, что это светлое и радостное
событие имело благословение Божие и принесло благие плоды в чьих-то
душах.
Г.Александрова