В пятницу вечером в "Лужниках" будет отмечен двадцатилетний юбилей группы "Алиса". Накануне концерта с Константином Кинчевым встретился корреспондент ГАЗЕТЫ Антон Помещиков.
- Какие песни, помимо новых, из только что вышедшего альбома "Сейчас
позднее, чем ты думаешь", вы будете исполнять? Какие классические
хиты "Алисы"?
- Мне не нравится слово "хит" - оно опошляет само понятие
песни.
- Что самое главное за эти двадцать лет вы бы сами отметили?
- Глобальный вопрос, на который очень сложно ответить. Можно долго размышлять
и прийти в конце концов к какой-нибудь банальности. Поэтому давайте
конкретно.
- Хорошо. "Красное на черном" будете исполнять?
- Да, буду. Это песня настолько знаковая для нас, что мы до сих пор
от нее не отказались и вряд ли откажемся. Программная.
- Много у вас таких - программных?
- Да, достаточное количество. "Мое поколение", что еще-то...
Вот сейчас снова исполняем "Движение вспять". Из "Блокады"
много песен поется до сих пор.
- Есть ли песни, которые вы не поете не по внутренним мотивам, не из-за
изменившегося мировоззрения, а просто потому, что уже надоело?
- Да в общем, все песни поются, которые хочется петь. Те, которые не
хочется - и не поются. Я выстраиваю программу, меньше всего, да простит
меня уважаемая публика, интересуясь ее вкусами. Важно, чтобы меня эта
песня грела. Такие критерии.
- Когда у вас последний раз случался серьезный, душевный разговор с
членами вашей "Армии "Алисы"?
- Совсем недавно общались с верхушкой "Армии". Они мне здорово
помогли: приехали ко мне в деревню и подсобили в копательных работах.
За что огромное спасибо всему активу.
- Картошку копали?
- Нет, я там траншею копал под электричество к бане.
- А вот кто сейчас эти люди? Как они к вам относятся? Многие ли разбежались
после перемен, случившихся с вами? Жалеете ли вы тех, кто ушел?
- "Армия "Алисы" организовывалась как вольнонаемная армия.
Соответственно, мы не прослеживаем судьбы отколовшихся - флаг им в руки,
тем, кто уходит. И потом, это чисто возрастная организация. Организована
она была в девяностом году, и те, кто повзрослели, уже занимаются другим.
Оставив теплоту в сердце, я надеюсь. Это я о тех, кому за тридцать.
А сейчас что за люди? Молодые. Люди, которые понимают мою позицию, понимают
мое мировоззрение. Соответственно, мне их просто назвать единомышленниками.
- То есть они уже не фанаты?
- Да. Потому что модный фанатизм мы всегда пытались отсекать. Это обустраивалось
сначала определенным мифом группы, а потом уже - четкой идеологией.
Те, кто следовал моде, откололись давно. Потом откололись те, кто не
принимал идеологию - то есть мировоззрение, которым я делюсь сейчас
в песнях. Все они ушли, я считаю, к достойному коллективу "Король
и Шут".
- У вас с "КиШ" хорошие отношения?
- Хорошие. "КиШ" поднял флаг или эстафетную палочку, которая
называется чистым рок-н-роллом.
- Вы сейчас играете славянский рок. А "КиШ" ведь тоже к этому
близки.
- Мы похожи. Не музыкально, а именно формой, как мы это все выстраивали.
Они гордо несут флаг музыкального стиля, который я озвучил в свое время:
"жги, гуляй, бей". Кто как не "КиШ" сейчас этим
занимается лучше всех? Без пошлости, которая есть у группы "Ленинград".
Они тоже этим занимаются, но профанируют эту идею, на мой взгляд, играя
на низменных чувствах толпы.
- Вам до сих пор, наверное, несут демо-записи молодые музыканты?
- Я же продюсированием не занимаюсь, вот мне не особенно много и несут.
Так особо ничего не впечатлило.
- Может, вам, как Лагутенко...
- Нет, не надо. Каждый делает то, что он умеет.
- В одном из последних выпусков "Намедни" был сюжет про Светлану
Владимирскую...
- Да, была такая певица, она ушла в секту Виссариона.
- Да. И живет теперь в какой-то деревушке, верит в своего бога, выступает
в областном центре лишь для того, чтобы заработать копеечку и продолжать
растить своих четверых детей, вести хозяйство. Этот путь для вас тоже
подразумевался?
- Нет. Понимаете, в чем дело. Любое сектантство - печальное зрелище.
Любая секта основана человеком, который осмеливается брать на себя власть
над людьми, которая дадена только Господу. Соответственно, человек запутывает
человека, и финал, как правило, плачевный. Светлана, на мой взгляд,
попала именно в те структуры, которые будут ее всячески выжимать. Но
это ее путь, поэтому нельзя ее осуждать.
- Чаще всего музыкант, который приходит к религии, уходит из музыки.
Религия отрицает сцену.
- Судя по тому, как мы общаемся сейчас с Патриархией, так нет. Даже
приветствует. Церковь за последние шесть-семь лет поменяла свое отношение
к рок-музыке, и слава Богу. А мне и хотелось, когда я принимал крещение,
оставаться в профессии и показать, что даже в этой профессии возможно
быть с Господом. То есть не себя выпячивать, свое "я", а робко
пытаться заниматься сотворчеством. Это ведь в любой профессии возможно.
Важно в себе взращивать хорошее. Быть ответственным за каждое слово,
поступки свои обуздывать, которые присущи рок-н-роллу. То есть с собой
бороться.
- No sex, no drugs, just rock`n`roll?
- Да. Но если уж говорить о сексе - то в семье. И семья - как единое
целое, как малая церковь.
Вот возникла у меня эта проблема - это, как правило, у новообращенных. Понимаешь, что тебе открылось что-то огромное, но не понимаешь, как с этим огромным в социуме существовать. Когда такая тема возникла, я прежде всего начал бороться со своим негативом. И мне стало очевидно, что я полностью из него состою, из негатива. И по мере сил, с Божьей помощью я стал бороться и справляться с теми недугами, которыми я был болен, и даже не знал об этом. А когда кое с чем успешно поборолся с Божьей помощью, то понял, что моя профессия ничуть не хуже, скажем, профессии водителя автомобиля. И понял, что в этой профессии я могу пытаться делать что-то хорошее. И проблема сама собой отпала. Я понял, что я на своем месте. Важно только не делать новых татуировок (смеется). Хотя время от времени подмывает. И песни стали писаться такие, с более четким выражением мировоззрения. Не размытым.
- Ваш новый альбом производит впечатление. Мне очень понравилось, что
вы позвали Сергея Чигракова (Чижа), добавившего блюза. И с жесткостью
в вашей музыке все хорошо. Но чего ваш альбом лишен напрочь, так это
иронии и самоиронии. Это вообще вам не свойственно. И это многих людей,
потенциально - ваших слушателей, от вас отталкивает.
- Я приму это как тот минус, который действительно есть. Я учту. Вот
мне очень нравится альбом Бориса Борисовича "Песни рыбака".
Но той легкости, изящества в слове мне пока не хватает. Я принимаю этот
упрек - он правильный.
- Пытаясь сформулировать общее ощущение от нового альбома, я думал
про своего деда, который был истовым православным, но не умел общаться
с людьми и никаких знаний мне не передал. Ваш альбом похож на содержательный,
эмоциональный, нравоучительный разговор с дедом. Как вашим детям новый
альбом?
- Нравится. И Вере нравится, и Маше.
- На какую аудиторию вы рассчитывали, когда писали этот альбом?
- Ни на какую. Двадцать лет живу - и двадцать лет не рассчитываю ни
на кого. Делюсь лишь тем сокровенным, что рождает мое сердце. А кто
это будет слушать, кем это будет востребовано - не моя задача. На том
стоим и, в принципе, отличаемся от популярной музыки.
- Не так давно в интервью вы сказали, что "проблем с "Алисой"
гораздо больше, чем дивидендов, которые можно от нее получить".
Песни из вашего нового альбома отказываются крутить на радио. Чем эта
борьба отличается от той, что была пятнадцать лет назад?
- Да ничем. Существуют определенные силы, которые считают, что то, чем
мы занимаемся, раскачивает устои, на которых поставлен их стул. И они
боятся.
- Какие вы устои раскачиваете?
- Это надо вопрос задать тем, кто палки в колеса нашей телеге вставляет.
А либеральная общественность и пресса, когда слышат подобные декларации
даже от людей типа меня, то есть по сути своей - шутов, они даже этого
умудряются очень испугаться и навешать кучу своих ярлыков. Слово "русский"
в любых эфирах попало под запрет негласной цензуры. Это можно назвать
форматом, еще как-то - без разницы. Бамс, лампочка среагировала - боимся!
- Со словом "православный" то же самое?
- И "православный", и "русский", много слов, на
которые реагируют с опаской.
- Зато слово "жопа"...
- ...Да-а-а! Это бис, браво! А если уж матом, так вообще замечательно.
- Вы пересматриваете свои записи старых концертов?
- Специально - нет, а так иногда случается.
- Не было у вас ощущения от самого себя на экране, что там, на сцене,
какой-то чертик дергается?
- Да, есть. С другой стороны, сейчас на себя смотрю и думаю: такой же
ведь и остался. Выражение лица раньше было немного другое. Самости было
много, самоупивания.
- В чем еще, на мой взгляд, противоречие между религией и рок-героем,
так в том, что герой должен себя чувствовать центром Вселенной. А у
вас - человека, который верит в Бога, этого сделать уже не получится.
- Я не думаю, что центром Вселенной...
- ...Хорошо: ощущать свою власть над людьми.
- Нет, опять не так, это взгляд со стороны. Не так было и не так есть.
Когда ты выходишь на сцену, ты должен ощущать себя там, как в своей
стихии, - купаться полностью в этом. И тогда это действительно твое,
тогда возникает гармония, тогда зритель начинает чувствовать вибрацию.
Но это процесс неуловимый - ты выходишь на сцену, и потом - бац! - концерт
закончился. Момента осознания, а вот здесь я сейчас вот так вот сделаю...
- Я рукой им знак, а они мне вот так?
- ...Вот такого не происходит. Выходишь - и все закончилось. Еще бы
продлить вот это ощущение! Мне нравится это делать. Я не считаю, что
это вредно, что это - наркотик. Это мое естество. Ну вот так вот заточен
я по жизни, что сцена для меня - родная стихия. Не знаю, как это назвать
правильно, чтобы не кощунственно было, не знаю, как сказать. Такой вот
я. И профессию никогда не хотел менять. Все так же и осталось. Грубо
говоря, смотришь на себя в зеркало и понимаешь, что время идет. Выходишь
на сцену, и этого ощущения нет. Нет времени.
- По поводу вашего нового альбома: очень в нем чувствуется группа "Кино"...
- Я расцениваю это как комплимент. Видимо, наша связь с Цоем не прерывалась.
Когда ты исполняешь чужую песню, то должен ее ощутить настолько, чтобы
она была просто твоя и все. С Цоем происходит у меня такая штука, что
я практически все из двух альбомов могу воспринять своим.
- Был ли у вас конкретный момент в жизни, когда вы поняли, что дальше
так продолжаться не может, дальше смерть? И нашли силы менять себя?
- Главные вехи моей жизни - это физическое рождение, город Москва. Душевное
рождение - это Санкт-Петербург, "где на рассвете звездой я стал",
как в одной из песен. За что благодарен и люблю этот город всю жизнь.
И духовное рождение - в Иерусалиме.
В бездну я заглянул достаточно глубоко свесившись с этого края. И абсолютно четко понял - или умирать, или двигаться дальше.
- Прямо герой рекламы: "Он выбрал жизнь!"
- (Смеется) Как ни иронично звучит, потому что меня все время в какой-то
пафос кидает, но это так, елки-палки.
Опять же мистическое совпадение - в тридцать три года я принял крещение.
И потом вот так вот очень трудно соответствовать. Недаром монахи говорят:
"Если стоишь, значит, уже падаешь". Поэтому нужно все время
двигаться, а это сложно.