Армия АлисА - питерский полк
.......................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
..................................
Впечатления
Для чего я пришел в этот мир?


9 сентября 2003 года в г. Ярославле был проведен молодежный музыкальный вечер "Для чего я пришел в этот мир?", на котором выступили православные священники и рок-музыканты. Несмотря на то, что многие считают рок-музыку и Православие вещами несовместимыми, на деле мы видим уже не первый, и весьма удачный опыт подобного диалога. Все помнят о состоявшемся в этом же году в Санкт-Петербурге благотворительном концерте "Рок к небу", на котором выступил с краткой проповедью диакон Андрей Кураев. В Запорожье (рок-марафон "Вложим свой кирпич в стену собора") и Саранске прошли подобные мероприятия, где вопреки широко принятым стереотипам прозвучала подлинная жизнеутверждающая проповедь веры, нравственности и любви к ближнему.
Не правда ли, трудно представить себе православного священника, выступающего в обществе Киркорова, Алсу, Кобзона или даже исполнителей благородной классической музыки? Значит, определенные закономерности в со-трудничестве священников и рок-музыкантов все-таки существуют? Неоднократно приходилось слышать и от тех, и от других, что объединяющими началами здесь являются честность, искренность и стремление найти Истину.
Рок-концерт в Ярославле был организован Ярославским епархиальным управлением при поддержке фирмы-фонда "Золотые купола Ярославии"; по благословению Владыки Кирилла, который сам любит общаться с молодежью и с большим пониманием относится к ее проблемам. Отца Сергия (Рыбко) пригласил провести этот вечер ярославский священник о.Александр Смирнов. Из музыкантов с батюшкой приехали рок-группа «Если» (Стас Бартенев—вокал, гитары, Николай Воронков—бас-гитара, Сергей Киселев—ударные), рок-группа «Раръ» (Вячеслав Капорин—вокал, гитара, Олег Зарипов—гитара, Юрий Титов—ударные) и гусляр Дмитрий Земсков.
«Многие думают, что религия и реальная жизнь—вещи совершенно разные. Но это совсем не так,--такими словами начал концерт о.Сергий.—Религия освящает нашу жизнь, и все ее области. В том числе — культуру и искусство. И это сейчас очень убедительно подтвердят мои друзья—музыканты». Подтверждение действительно было ярким и убедительным. Хотя зал не был заполнен до конца (опасаясь аншлага, устроители не рассчитали с рекламой), и публика была самая разная, включая курсантов военного училища и детей, прием был не только горячий, но дружный и единодушный. Постоянно кричали «браво», причем всем исполнителям. При всей разности стилей, выступления прекрасно сочетались и дополняли друг друга.
Группа «Если» начала с песни иеромонаха Романа (Матюшина) «Добрыня» — глубокой притчи о судьбе России. «Златая» и «деревянная» Святая Русь — одна из главных тем в их творчестве, а другая главная тема — встреча со Христом, за честь Которого музыканты готовы вступиться перед всем миром. Ребята играют главным образом хард-рок, с длинными красивыми партиями на соло-гитаре. Зная творчество «Алисы», казалось бы, можно уже не удивляться тому, как русские национальные и православные мотивы ложатся на тяжелый рок, но у каждого исполнителя это явление имеет свои неповторимые оттенки. Стас (в крещении Вячеслав) Бартенев, кроме своих песен, делает хардовые обработки классических произведений, песен иеромонаха Романа, архидиакона Романа (Тамберга) и русских народных, пишет рок-музыку на стихи Есенина. Представьте себе «Эй, дубинушка, ухнем» и Есенинского «Хулигана» в стиле типа «Deep Purple»! Ярославцам, во всяком случае, понравилось... А в своей песне «Бродяга» лидер группы «Если», увидевший в страннике у костра Самого Христа, поет каждому (ведь по Евангелию наш ближний—любой человек):
"Пусть сильней горит мой костер,
разгоняя мрак.
Пусть придет незваный гость,
будь то друг или враг!
Пусть со мной сядет он у костра
и мы с ним помолчим.
Пусть от слез он осушит глаза,
он такой же бродяга, как я".
Группа «Раръ» («Раръ» — славянское слово, в переводе — «звук») играет в более мягком стиле. Очень мелодичные и светлые песни Вячеслава Капорина с философскими православными текстами говорят о красоте жизни в Боге, о молитвах святых, о помощи Божией и необходимости мужественно встать на единственно верный жизненный путь:
"Третья дорога - труд и забота,
здесь ради Бога
пенье до пота,
Церковь Христова,
рай незаменный,
Божьего слова
бисер бесценный".
Оригинальное звучание придают их музыке бонги и «bell tree» — инструмент, состоящий из металлических пластинок и издающий мелодичный звон.
Гусляр Дима тоже явно заслужил «приз зрительских симпатий». Его встречали с большим теплом. Да ведь не каждый день приходится слышать исполняемые под гусли духовные канты, а порой и уникальные, подлинно народные песни, привезенные из этнологических командировок.
Вся эта замечательная музыкальная программа перемежалась краткими выступлениями о.Сергия, который удачно комментировал и дополнял прозвучавшие тексты: "Ну, а что такое счастье на самом деле? Нас долго учили, что человек—это некая разновидность животных, поэтому счастье заключается в том, чтобы как можно больше иметь, кушать, наслаждаться. Или счастье, это когда тебя уважают. Но это как-то скучно, этого как-то мало. Наверное, счастье—это когда душа, дух и тело находятся в гармонии: когда и тело имеет все необходимое, и душа и дух имеют все необходимое. А потребность человеческого духа — это потребность в высшей красоте, это область религии". Было много интересных и разнообразных вопросов из зала, в том числе и о полемике вокруг рок-музыки. Вспомнили добрым словом и Кинчева. Вообще вопросы свидетельствовали о том, что народ вполне понимает, что хотят сказать своим совместным выступлением священники и музыканты.
Два с половиной часа концерта для всех пролетели как несколько минут. А в заключение о.Александр прочитал записку из зала, где просто просили передать устроителям и всем участникам «большое русское спасибо». После концерта к батюшкам и музыкантам с благодарностью подходили ярославские журналисты, верующие, студенты. Присоединяясь к теплым отзывам, будем надеяться, что рано или поздно это начинание будет продолжено!
Остается добавить, что, приехав из Москвы накануне, все музыканты вместе с батюшкой ночевали в Толгском монастыре, встав в 7 утра дружно стояли на Литургии, прикладывались к мощам святителя Игнатия Ставропольского и чудотворной Толгской иконе Божией Матери, а днем перед концертом ездили в Бабаевский монастырь. Мы очень надеемся, что это светлое и радостное событие имело благословение Божие и принесло благие плоды в чьих-то душах.
Г.Александрова


вверх

назад к оглавлению

 
   
Хостинг от uCoz