Душа просит написать несколько слов по поводу разных нападок на Константина Евгеньевича, которые и вам, наверное, читать неприятно. Очень обидно, что самые искренние духовные взгляды и проявления этого творческого человека вызывают у многих полное непонимание, так что многие старые поклонники упрекают его в отступлении от идеалов рока, а некоторые не в меру ревностные «представители современной церковной мысли» (главным образом, миряне, кстати сказать) вместе со всей рок-музыкой объявляют «исчадием ада».
И если нападки желтой прессы, ненавидящей все связанное с Православием и подлинным патриотизмом, давно известны, и что о них говорить, то размещенная во «Впечатлениях» статья Владимира Ветюкова побуждает высказаться по следующим причинам. Прежде всего, автор называет себя православным и, затем, любителем «Алисы». Но хочется засвидетельствовать уважаемым алисаманам, что данная критика последнего альбома КК дана как-то не с позиций православного церковного человека, и не хотелось бы, чтобы она вводила кого-то заблуждение.
Случилось сначала прочитать статью В.Ветюкова в «НГ», и, хотя от нее там действительно оставили «рожки да ножки», суть дела в оригинале примерно та же. Прежде всего, странно для православного помещать материалы в столь одиозном издании как «НГ», собирающем грязные сплетни в адрес Православия. А главное, никак не могут быть для воцерковленного человека образцом правильного взгляда на вещи «недогматический подход к вере» БГ и высказывания типа: «те, кто ставит между религиями перегородки, поступают нелепо»,—пусть даже из уст людей талантливых и уважаемых, но, будем надеяться, со временем откроющих для себя большие глубины. Владимир Ветюков явно не одобряет то, что Кинчевым «не то, что ислам, другие христианские конфессии, не говоря уж о религиях Дальнего Востока категорически не принимаются». Автора восхищает чтение Борисом Борисовичем китайских философов и посещение им Непала. Но это не православный взгляд на вещи. По статье получается, что более всего автор склоняется к взглядам суперэкуменическим. А это учение небезопасно.
На протяжении всей статьи чувствуется желание автора поставить в пример «грешащему чрезмерной прямотой в изложении своей веры» Кинчеву — БГ, который, по мнению автора, «умеет петь о Духе, не опошляя песни упоминанием Божьего имени всуе». Да, в таланте, красоте слога, определенных мудрых наблюдениях, большом остроумии этому корифею отечественной рок-культуры, конечно, отказать нельзя. «Серебро Господа моего» — произведение, действительно, гениальное, но чуть ли не единственное, где БГ говорит о Боге с благоговением. Пятнадцать лет назад оно помогло мне прийти к Богу. Но горячее Богоискательство раннего БГ впоследствии свелось к самоуверенному фамильярничанью с Богом. Да, «дыхание мира горнего» в его песнях ясно звучит. Но человеку, знакомому с сокровищем Православия, этого уже мало, это уже не интересно. А в песнях КК есть глубокие духовные прозрения, полезные и утешительные и для церковного человека.
Глубоки ли иносказания БГ, если они соединены с отсутствием страха Божия, и действительно ли так прекрасно отсутствие определенных представлений о Боге? Некоторые фразы (о пророке Моисее и Ное в «Человеке из Кемерова») из того же альбома «Песни рыбака» иначе как кощунством не назовешь, пусть даже и ненамеренным. Исполнение же Борисом Борисовичем означенного романса Вертинского (творчеству которого вообще свойственна тонкая романтизация зла и который, между прочим, был агентом НКВД) в присутствии священников, на мой взгляд, было просто оскорбительно. А вот Константин Евгеньевич кощунства никогда не допускал, даже молодой и некрещеный. Благодаря последовательному поиску всей его жизни, он пришел к вещам вполне определенным, и почему теперь он должен идти вспять к туманным догадкам? Действительно, в каждой религии есть искры богопознания, но зачем гоняться за искрами тому, кто сидит у самого пылающего огня? Владимир Ветюков почему-то более всего одобряет внеконфессиональность в искусстве, но вправе ли кто-либо требовать этого от художника? Художник пишет о том, что он любит и чем наполнена его душа.
Лично меня, уважаемый Владимир, нисколько не умиляет, что приезжая с Тибета БГ в храме свечку ставит, ведь в Евангелии сказано: Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в царство небесное, но творящий волю Отца Моего Небесного (От Матфея, гл. 7, ст. 21). А может ли один и Тот же Бог разным народам давать противоположные заповеди, вплоть до истребления одними народами других, и предлагать им в корне противоположную религиозную практику? Может быть, все-таки, не все Его правильно понимают?
Ответ КК ребятам-мусульманам, что они с ним «не вместе» — есть не жесткость, а констатация объективного печального факта: если люди разномыслят в самом главном (хотя для В.Ветюкова это всего лишь разница «по букве»), это не может восполнить музыка и другие, пусть светлые идеи. «Чтобы нам вместе помолиться,— сказал посетившим его католикам Афонский старец Паисий,—нам нужно сначала согласиться в основных принципах веры. Да, действительно, мы все дети одного Бога, но одни из нас находятся в Его доме, а другие—вне его».
Вот и вопрос, с кем же таки «вместе» раб Божий Владимир? Разве что с Борисом Борисовичем, что, при всем уважении к последнему, трудно признать православной позицией. Уж, во всяком случае, не со священномучеником Киприаном Карфагенским, который говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», и кровь за это, между прочим, пролил…
Простите за немузыкальные аргументы, конечно, далеко не всем алисаманам близкие, но ведь Владимир-то в качестве православного критика выступает. Поэтому я не могу с ним не спорить.
На мой взгляд, говоря о «культурных прорывах» автор смешивает две разные вещи. Одно дело — обращение к иным культурам — как, действительно, происходит в песне «Лодка» — что абсолютно нормально, но совсем не обязательно для художника. И совсем другое дело — отказ от определенности в религиозных воззрениях. Песня — не богословский трактат, в ней нельзя все толковать буквально, но есть определенная грань, за которой для человека, уже пришедшего в Церковь, каковым является КК, начинается отречение от своей Веры. Преподобный Феодосий Печерский говорил: «Если к тебе придет иноверец, окажи ему любовь и гостеприимство, но если ты будешь хвалить его веру, ты тем самым будешь хулить свою». Вот этой-то грани Константин Евгеньевич нигде не переходит, и почему для художественности ее якобы надо переходить? И это ли В.Ветюков называет нетерпимостью?
Если произведение создается с целью декларировать какие-либо идеи, то, как известно, получается что-то из серии «Широка страна моя родная…» А если автор статьи «Небо рока» признает песни КК подлинно художественными, вдохновенными произведениями, значит, они излились из сердца. Что же, Кинчев должен был свои переживания и мысли корректировать в соответствии с общепринятыми взглядами? Должен был бояться чьих-то домыслов или подстраиваться под чьи-то вкусы? Но это и будет лицемерие, чуждое и року, и Православию («Каждый пишет, как он дышит»,—как там у Булата Шалвовича…) Познав полноту Истины, Кинчев, именно как предельно честный художник, любой компромисс и любую полуправду воспринимает как фальшь.
На мой взгляд, «прямое упоминание православных в каждой песне» это еще никак не «нравоучения», а всего лишь использование тех образов, которые художнику близки и дороги. И мне, православному человеку, навязчивыми они никак не кажутся и «ущерба духу» я в них не вижу. Вряд ли многотысячные залы молодежи стали бы терпеть «занудство» и «зацикленность», в которых автор статьи обвиняет Кинчева.
Не «мальчики» ли (вернее, орки) «кровавые в глазах» — в «Небе славян» услышать агрессию и экстремизм? Не больная ли это фантазия автора статьи, отдающая русофобией? Мне вот слова «в ответ инородцам кольчугой звенит русская речь» напоминают лишь одно — изречение св. блгв. Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет». Всякому понятно, что у России есть реальные враги, и внутри, и снаружи, и вполне нормально для православного человека и патриота иметь это в виду.
Хочется спросить уважаемого Владимира: если в церковных молитвах испрашивается победа над агарянами, над «супротивными», звучат просьбы укрепить православные народы, вознести их над врагами—здесь тоже «педалируется идея противостояния «басурманам» и вообще иноверцам»? А для того, чтобы «не терялся универсальный характер Восточного Православия» Кинчев, наверное, не про русских должен петь, а про греков и грузин, используя их национальную культуру?
Не думаю, что если концерты КК посещают скинхеды, он не должен петь о Боге для всех остальных. И уж никак не в духе Православия со стороны автора статьи обзывать свиньями, гопниками и «зверинцем» незнакомых ему людей, которые сегодня, выпив пива, пошумят на концерте, а завтра послушают те же песни дома вполне осознанно. А пассаж про замену нескольких слов в песне «Инок, воин и шут» и вовсе спекулятивный. Если в православном Символе веры некоторые слова заменить, то тоже мусульманское салавати получится. Но в этом не Символ веры виноват.
Вобщем, странно опять-таки для православного человека обвинять Православие в «ура-патриотизме». Снова здесь позиция В.Ветюкова смыкается с русофобскими тенденциями желтой прессы, всякого выражающего любовь к России и русским обвиняющей в фашизме и антисемитизме. На мой взгляд, все его аргументы перевешивает веселая алисаманская кричалка:
«Вышел Кинчев из тумана!
Вынул поршень из баяна;
Бросил пьянствовать, курить,
Научил нас Русь любить!»
Думаю, что тысячи ребят, которые действительно могли бы стать гопниками, люберами, ампиловцами, членами преступных группировок, благодаря колоссальному творческому потенциалу «Алисы» объединились вокруг идей вполне светлых и симпатичных, а многие со временем придут и к совершенной Истине.
И хочется мне отнести ко всем нашим русским православным музыкантам, которых клюют справа и слева все кому не лень, слова Гамалиила из Деяний святых апостолов:
Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. гл.5, ст. 38—39).
С уважением к оппонентам, но с желанием справедливости для КК, да и для Православия,
Галя Александрова,
(Храм Св.Духа, г.Москва).